6. Механизмы межпоколенческой передачи социальной тревожности: роль родительских убеждений и гиперконтроля.Лайки, подписки, "идеальные" фото — всё это заставляет сомневаться в себе.
Как сохранить уверенность?- Ограничить время в соцсетях.
- Фокусироваться на реальных достижениях, а не на количестве лайков.
- Развивать навыки, которые делают тебя уникальным.
Социальная тревожность у молодежи является многофакторным феноменом, в развитии которого значительную роль играют семейные факторы. Как отмечают Бёгельс и Бречман-Туссен (Bögels & Brechman-Toussaint, 2006), передача тревоги из поколения в поколение осуществляется через несколько ключевых механизмов: генетическую наследственность, функционирование семейной системы, а также устойчивые родительские убеждения и соответствующее им поведение.
Родительский гиперконтроль как ключевой фактор риска
Наиболее изученным аспектом в этом контексте является родительский гиперконтроль (гиперопека). Он определяется как паттерн поведения, характеризующийся чрезмерной опекой, директивностью и контролем в ситуациях, где это объективно не требуется. Такая модель взаимодействия препятствует формированию у подростков критически важного навыка — самостоятельного решения проблем и преодоления трудностей.
Целый ряд эмпирических исследований подтверждает устойчивую связь между гиперконтролем и повышенным уровнем социальной тревожности у детей. Эта корреляция была установлена в работах таких ученых, как **Bögels et al. (2001), Festa & Ginsburg (2011), Greco & Morris (2002), Knappe et al. (2009)**.
Роль родительских убеждений в формировании гиперопекиОднако поведение родителей не возникает на пустом месте. Как предполагают **Rubin and colleagues (2009), в его основе лежат глубинные убеждения родителей о своем ребенке и окружающем его мире. Можно выделить два основных типа дисфункциональных убеждений, которые, несмотря на разную поведенческую стратегию, приводят к одному результату — поддержанию тревоги.
- Убеждение о враждебности мира и уязвимости ребенка. Родитель воспринимает окружение как несущее угрозу, а самого ребенка — как неспособного с ней справиться. Это порождает стратегию гиперопеки, направленную на то, чтобы оградить ребенка от любых вызовов. Яркой иллюстрацией служит пример из интервью: мать социально тревожного молодого человека, обучавшегося в аспирантуре, запрещала ему переезжать в общежитие, опасаясь, что он не справится с жизнью вдали от дома. Такие действия, хотя и мотивированы заботой, блокируют возможности для приобретения позитивного адаптационного опыта.
- Убеждение о необходимости постоянного достижения и «быть в центре внимания».** Противоположная, но equally вредная установка. Здесь родитель верит, что тревогу необходимо «ломать» через постоянное давление и принуждение к публичной активности. Это заставляет родителей чрезмерно давить на ребенка, заставляя его попадать в стрессовые ситуации. В исследовании приводится пример матери, которая заставляла свою социально тревожную дочь еженедельно участвовать в публичных выступлениях, руководствуясь принципом «продолжать идти вперед». Несмотря на благие намерения и попытку помочь, такой подход игнорирует индивидуальные особенности ребенка и приводит лишь к усилению тревоги и закреплению убежденности в собственной несостоятельности и страхе перед провалом.
Таким образом, межпоколенческая передача социальной тревожности происходит не только через гены, но и через опосредованные родительскими убеждениями модели поведения. Как гиперопека, так и гипертребовательность, коренящиеся в искаженных представлениях о ребенке и мире, нарушают процесс его автономизации и формирования устойчивости. Понимание этих механизмов является важной для разработки эффективных программ психологической помощи, направленных не только на ребенка, но и на коррекцию детско-родительских отношений в психотерапии.
Психологи центра «Перемена» - высокоэффективно работают с такими запросами:
Калашник Елена Генадьевна, Ольга Владимировна Стрельникова, Бойко Ольга Валериевна,Бекенева Наталья Владимировна,Бабаджанов Роман Юрьевич.