Подросток и его вызовы: как справляться с трудностями взросления родителям

курс «Родительский блокнот»
Наша команда
В нашем психологическом центре работают только высококвалифицированные специалисты, постоянно повышающие свой уровень
1. Эмоциональные качели: почему настроение меняется так резко?
Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. Это время бурных эмоций, поиска себя, конфликтов с окружающими и первых серьёзных решений. В нашем блоге «Психология для подростков и родителей» и в телеграм канале я часто разбираю ключевые проблемы, с которыми сталкиваются современные подростки. Давайте поговорим о главных вызовах этого возраста и о том, как их преодолеть.

Гормональные изменения, давление школы, конфликты с родителями и сверстниками — всё это делает подростков уязвимыми к перепадам настроения.

Что делать?

  • Принимать свои эмоции — они нормальны.
  • Находить безопасные способы выплеска — (спорт, творчество, дневник).
  • Учиться саморегуляции — (дыхательные техники, медитация).
2. Конфликты с родителями: как наладить отношения?

Родители часто не понимают, что подростку нужно больше свободы, но при этом он всё ещё нуждается в их поддержке.

Как улучшить общение?

  • Говорить о своих чувствах — без обвинений ("Мне обидно, когда…").
  • Искать компромиссы — договориться о правилах, но с учётом своего мнения.
  • Помнить, что родители тоже люди — они могут ошибаться.
3. Давление школы и страх перед будущим

Экзамены, выбор профессии, сравнение с одноклассниками — всё это вызывает стресс.

Как снизить тревогу?

  • Разбивать большие цели на маленькие шаги.
  • Не сравнивать себя с другими — у каждого свой путь.
  • Пробовать разные варианты — (курсы, стажировки), чтобы понять, что нравится.
4. Одиночество и проблемы в общении

Соцсети создают иллюзию, что у всех насыщенная жизнь, а ты одинок. Но многие подростки чувствуют то же самое.

Как найти друзей?

Искать единомышленников — кружки, онлайн-сообщества.
Быть собой — фальшь отталкивает.
Не бояться проявлять инициативу — возможно, кто-то тоже хочет подружиться.

Наши преимущества

Коллектив профессионалов
Современные методы. Разнообразие подходов
Высокий уровень квалификации
Индивидуальный подход. Возможность скидок, онлайн практик и курсов
Прайс лист:
5. Влияние соцсетей и низкая самооценка

Лайки, подписки, "идеальные" фото — всё это заставляет сомневаться в себе.

Как сохранить уверенность?

  • Ограничить время в соцсетях.
  • Фокусироваться на реальных достижениях, а не на количестве лайков.
  • Развивать навыки, которые делают тебя уникальным.
6. Механизмы межпоколенческой передачи социальной тревожности: роль родительских убеждений и гиперконтроля.

Лайки, подписки, "идеальные" фото — всё это заставляет сомневаться в себе.

Как сохранить уверенность?

  • Ограничить время в соцсетях.
  • Фокусироваться на реальных достижениях, а не на количестве лайков.
  • Развивать навыки, которые делают тебя уникальным.

Социальная тревожность у молодежи является многофакторным феноменом, в развитии которого значительную роль играют семейные факторы. Как отмечают Бёгельс и Бречман-Туссен (Bögels & Brechman-Toussaint, 2006), передача тревоги из поколения в поколение осуществляется через несколько ключевых механизмов: генетическую наследственность, функционирование семейной системы, а также устойчивые родительские убеждения и соответствующее им поведение.
Родительский гиперконтроль как ключевой фактор риска
Наиболее изученным аспектом в этом контексте является родительский гиперконтроль (гиперопека). Он определяется как паттерн поведения, характеризующийся чрезмерной опекой, директивностью и контролем в ситуациях, где это объективно не требуется. Такая модель взаимодействия препятствует формированию у подростков критически важного навыка — самостоятельного решения проблем и преодоления трудностей.
Целый ряд эмпирических исследований подтверждает устойчивую связь между гиперконтролем и повышенным уровнем социальной тревожности у детей. Эта корреляция была установлена в работах таких ученых, как **Bögels et al. (2001), Festa & Ginsburg (2011), Greco & Morris (2002), Knappe et al. (2009)**.

Роль родительских убеждений в формировании гиперопеки

Однако поведение родителей не возникает на пустом месте. Как предполагают **Rubin and colleagues (2009), в его основе лежат глубинные убеждения родителей о своем ребенке и окружающем его мире. Можно выделить два основных типа дисфункциональных убеждений, которые, несмотря на разную поведенческую стратегию, приводят к одному результату — поддержанию тревоги.

  1. Убеждение о враждебности мира и уязвимости ребенка. Родитель воспринимает окружение как несущее угрозу, а самого ребенка — как неспособного с ней справиться. Это порождает стратегию гиперопеки, направленную на то, чтобы оградить ребенка от любых вызовов. Яркой иллюстрацией служит пример из интервью: мать социально тревожного молодого человека, обучавшегося в аспирантуре, запрещала ему переезжать в общежитие, опасаясь, что он не справится с жизнью вдали от дома. Такие действия, хотя и мотивированы заботой, блокируют возможности для приобретения позитивного адаптационного опыта.

  1. Убеждение о необходимости постоянного достижения и «быть в центре внимания».** Противоположная, но equally вредная установка. Здесь родитель верит, что тревогу необходимо «ломать» через постоянное давление и принуждение к публичной активности. Это заставляет родителей чрезмерно давить на ребенка, заставляя его попадать в стрессовые ситуации. В исследовании приводится пример матери, которая заставляла свою социально тревожную дочь еженедельно участвовать в публичных выступлениях, руководствуясь принципом «продолжать идти вперед». Несмотря на благие намерения и попытку помочь, такой подход игнорирует индивидуальные особенности ребенка и приводит лишь к усилению тревоги и закреплению убежденности в собственной несостоятельности и страхе перед провалом.

Таким образом, межпоколенческая передача социальной тревожности происходит не только через гены, но и через опосредованные родительскими убеждениями модели поведения. Как гиперопека, так и гипертребовательность, коренящиеся в искаженных представлениях о ребенке и мире, нарушают процесс его автономизации и формирования устойчивости. Понимание этих механизмов является важной для разработки эффективных программ психологической помощи, направленных не только на ребенка, но и на коррекцию детско-родительских отношений в психотерапии.

Психологи центра «Перемена» - высокоэффективно работают с такими запросами:
Калашник Елена Генадьевна,
Ольга Владимировна Стрельникова,
Бойко Ольга Валериевна,
Бекенева Наталья Владимировна,
Бабаджанов Роман Юрьевич.
Вывод

Подростковый возраст — это не просто трудности, а время возможностей.
Да, бывает сложно, но именно в этот период ты учишься быть собой, принимать решения и находить свой путь.
Если вам нужна поддержка — запишитесь на консультацию с подростком или индивидуально.

Наталья Владимировна Бекенёва

автор статьи, психолог, автор блога о подростковой психологии
Практический психолог. (РГУ)
Клинический психолог
КБТ-терапевт ( МГППУ)
АСТ- практик
В практике более 17 лет
Специалист по РПП консультирует детей, подростков и взрослых.
Проходила обучение:
Клиника " Чистые когниции" , "Трансдиагностический подход в психотерапии РПП"
Международная академия психиатрии и психотерапии, семинар «Расстройства пищевого поведения у детей и подростков».
Участник II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием " Диагностика, лечение, профилактика расстройств пищевого поведения" - 2025

Отзывы

Другие услуги и курсы

Made on
Tilda