Детские страхи: как помочь ребёнку в зависимости от возраста?

Страхи у детей: естесственный ход взросления или проблема?

Итак, начнём с главного, с причин возникновения детских страхов и определения, тоже такое вообще страх.


Страхи — естественная часть жизни каждого человека, и детский период не исключение. Важно понимать, что страхи у детей могут проявляться в самых разных формах. Справляться с ними можно и нужно, однако для этого родителям необходимо знать причины возникновения страхов, их виды и как правильно поддержать своего ребёнка.

1. Виды детских страхов
Детские страхи можно условно разделить на несколько категорий. Каждый из этих страхов может возникать в определённом возрасте и по различным причинам:
  • 1
    Страхи, связанные с определенными объектами или ситуациями
    К ним относятся боязнь темноты, животных, насекомых или громких звуков
  • 2
    Социофобии
    Это страхи, связанные с общением, например, боязнь выступлений на публике или отказа в общении со сверстниками
  • 3
    Экзистенциальные страхи
    Эти страхи касаются самых глубоких вопросов, включая страх смерти или утраты близких
  • 4
    Страх темноты
    Возникает, когда ребёнок не может спать один, оставаться один в комнате и часто сопровождается трудностями в сепарации от родителя. То есть, обоснован чрезмерной привязанностью к матери или обоим родителям, нарушены границы взаимодействия, ребёнок сильно «прилеплен» к значимым взрослым и не тренирует навык самостоятельного засыпания, и в целом, саморегуляции.
  • 5
    Страх монстров, сказочных существ
    Зачастую вызван чрезмерной насмотренностью в интернет пространстве. Хотя, иногда, чувствительному ребёнку достаточно и нескольких рассказов и пары картинок сверстников в детском саду. Регулярное общение с ребёнком дома профилактирует такие моменты, и позволяет снизить тревогу через разубеждение и беседу с родителями.
В краткосрочном подходе ориентированном на решение «Навыки ребёнка» мы решаем такие проблемы, преобразуя их в навыки. Курс проходит очно и онлайн. Запись с 1–го числа каждого месяца.
2. Возрастные особенности детских страхов
Детские страхи бывают специфичными для разных возрастных групп. Например:
  • 1
    Младенцы (0-1 год)
    В этом возрасте у детей могут проявляться страхи, связанные с одиночеством или громкими звуками
  • 2
    Дошкольники (2-6 лет)
    На этом этапе часто возникают страхи темноты, животных и разделения с родителями
  • 3
    Младшие школьники (7-12 лет)
    В этом возрасте могут появляться более сложные социальные страхи, такие как страх неудачи или насмешек со стороны сверстников
Важно понимать, что такие страхи являются нормальным этапом развития, который может помочь ребёнку разобраться в своих эмоциях и научиться справляться с ними.
3. Психотерапия, которая помогает ребенку преодолеть страхи и фобии
Если страхи мешают нормальному развитию ребёнка, важно обратиться к специалисту. Эффективная психотерапия может включать:
  • 1
    Игровую и арт-терапию терапию
    Через игру дети могут выразить свои страхи, и научиться с ними справляться
  • 2
    ОРКТ-терапию в подходе « Навыки ребёнка»
    Системный подход через работу с мотивацией, ведущей деятельностью и подкреплением
  • 3
    Когнитивно-поведенческую терапию
    Помогает детям изменить их восприятие страха и научиться здоровым стратегиям совладания
  • 4
    Семейные консультации
    Иногда страхи ребёнка могут быть связаны с семейной динамикой, и работа с семьёй может помочь решить проблему
Все эти методы используются профессиональными детскими психологами у нас в центре « Перемена» и подбираются индивидуально под Ваш запрос
4. Когда следует родителю обратиться к психологу и как выбрать психолога?
Родителям стоит задуматься о помощи психолога, если:
  • 1
    Страхи существенно влияют на повседневную жизнь ребёнка, его аппетит, сон, здоровье и физическую активность
  • 2
    Ребёнок отказывается от общения, школы, секций или других мероприятий, которые раньше ему нравились
  • 3
    Появляются физические симптомы, такие как заболевания (например, головная боль или боли в животе) без явной медицинской причины
Выбор специалиста:

Выбор психолога следует делать, опираясь на его квалификацию и опыт работы с детьми. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и в безопасности во время сеансов, а помещение было обеспечено игровыми материалами, например, песочницей, игрушками, творческими материалами.

Плюсом будет, если психолог имеет опыт работы в детском саду, школе, развивающем или социальном центре, то есть практически сталкивался с проблемными ситуациями, а не только в теории на обучении.

В нашем центре «Перемена» детские психологи имеют не только базовые знания, но и практический опыт работы с детскими страхами в образовательных учреждениях. Так же центр оснащён многообразными материалами для проведения интересных игровых индивидуальных сессий и групповых занятий.

С детскими страхами в нашем центре работают следующие специалисты: Ольга Бойко, Ольга Стрельникова, Наталья Бекенева, Надежда Попова, Анна Жембровская.
Прайс лист:
5. Тревожный родитель — тревожный ребёнок: как это связано?

Повышенная тревожность родителей может напрямую влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Дети часто «перенимают» эмоции своих родителей и могут начать переживать те же страхи и тревоги. Важно родителям работать над собственными страхами и тревожностью, чтобы не передавать их детям. Поэтому, работа со страхами проводиться в рамках системного семейного подхода и предусматривает психопросвещение семьи в целом.
6. Сколько требуется сеансов, чтобы помочь ребёнку избавиться от страха?

Число сеансов, необходимых для преодоления страхов, может сильно варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка и характера страхов. Для некоторых детей может быть достаточно нескольких сеансов, чтобы научиться справляться с определёнными страхами, в то время как в других случаях работа психолога может продолжаться в общем, например, над тревожностью ребёнка.

В целом, детские страхи - это естественная часть жизни и необходимо помнить, что они могут быть преодолены. Главное - это дать ребенку понять, что он не одинок в своих страхах и всегда может обратиться за помощью.

Авторское арт-терапевтическое упражнение «Лопаем страхи» Н.Бекенёва

(автор: психолог Бекенёва Наталья)


При любых психологически трудных ситуациях важное умение – переключаться. У взрослых – это книга, поход в кино или магазин, беседа с другом. Для ребёнка, особенно для младшего дошкольника, когда речевой запас ещё не так велик, а эмоции переполняют – один из вариантов – это творчество!

После трудных, новых эмоций ребёнку нужно разрядиться! Хорошо, если рядом есть творческий набор и родитель предложит малышу нечто необычное. Это затмит негативное переживание и страх забудется.

Пусть это будет рисование мыльными пузырями! Для этого Вам понадобится плотный альбомный лист или бумага для акварели, гуашь или краски, кисточка, вода, коктейльная трубочка.

Итак, наведите в разных стаканчиках мыльную пену (это уже вызовет восторг и отвлечёт малыша). Добавьте туда краску. Пусть ребёнок фантазирует. Ничего, если, выбираемый цвет – чёрный. Ненавязчиво предложите яркие тона, сейчас или потом. Сделайте свой «набор» рядом. Малыш увидит, как красиво выглядят мыльные пузыри у вас на листе, и добавит вскоре ярких красок.

Следите, чтобы ребёнок не потянул воду в себя. Особенно на групповых занятиях!


Дуем в стакан! Вскоре на бумагу полезут пенные волны.


А далее, простор фантазии: пузыри можно лопать, представляя, как лопаются страхи; можно накрыть листом сверху и посмотреть какой узор вышел, и что он напоминает; либо раскрасить пузырьки осторожным тычком кисточки с краской.

Список используемой литературы:

1. Лебедева, Е. А. "Психология детских страхов". М.: Издательство "Питер", 2020.

2. Петрова, Н. В. "Справиться со страхом: Игровая терапия для детей". СПб.: Издательство "Речь", 2019.

3. Смирнова, А. М. "Когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков". М.: Издательство "Аспект Пресс", 2021.


Авторы статьи:

Ольга Стрельникова: детский, семейный психолог, детско-родительский коуч, арт-терапевт;

Бекенева Наталья – клинический детский психолог, психолог-тренер в подходе « Навыки ребёнка», сертифицированный КПТ- психолог.

Отзывы

Другие услуги и курсы

Made on
Tilda